Форум » О разном » CОБАКИ И ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ » Ответить

CОБАКИ И ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

калина: -------------------------------------------------------------------------------- CОБАКИ И ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ Комментарий митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на вопрос о том, действительно ли собака является нечистым животным: "Я хорошо отношусь к животным и очень люблю собак. У меня есть три собаки в Москве и две в Смоленске. Никогда Церковь не считала собак нечистыми животными, никогда не запрещала им входить в помещение. Очень многие выступают против того, чтобы собака заходила в храм, но не по богословским мотивам, а по причинам чисто традиционного, исторического характера, укорененным, как мне кажется, в представле-ниях о гигиене. [.....] Хочу сказать, что запрет на то, чтобы собаки входили в храм, не зафиксирован в каноническом праве. Это просто часть традиции, и та же традиция распространяется, наверное, и на лошадей, поросят, кур, гусей и других животных. Но не распространяется на кошек. Почему? Да потому, что они всегда ловили мышей. И кошек запускали в храм именно с этой целью. Тем более, что кошка - очень чистоплотное, почти стерильное существо, домашнее в полном смысле этого слова. Она не создает гигиенических проблем для пространства, в котором находится. Я думаю, что проблема заключается только в этом, и никакой мистики, связанной с собаками, нет, и тем более не существует никакого "антисобачьего" богословия. Надо любить животных, потому что, проявляя любовь к животным, мы тренируем наши чело-веческие эмоции, становимся более человечными." Протоиерей Максим КОЗЛОВ, настоятель храма св. мц. Татианы при МГУ: "Собаки очень хорошие животные, и они, как и все животные, сотворены Богом, поэтому каждый человек может держать дома любое количество собак, если только это не становится для него страстью. Но встречаются случаи, когда священники отказыва-ются из-за собак освящать квартиры. А также иногда можно столкнуться с тем мнением, что собака "плохое" животное, и в нее может вселиться бес. Надо сказать, что подобные заявления носят личный характер, то есть они никогда Церковью не догматизи-ровались. С точки зрения православного богословия собака не лучше и не хуже кошки. Скорее всего, кошку допустили в дом и храм лишь потому, что там водились мыши. Например, русский проповедник после эмиграции жил в Индии. Он был священником, и, живя на чужбине, построил себе храм. Построил специально на какой-то священной языческой горе, чтобы его никто не беспокоил. Однажды, войдя в храм, он увидел, что на престоле спит кобра. Тогда он спокойно взял ее и выбросил. Что взять с животного, оно ведь не знает что такое престол. Но если следовать существующему мнению, то кобра страшнейший зверь, а священнику вообще надо было немедленно уезжать? Он даже переосвящать ничего не стал. Такое же отношение должно быть и к собакам. Никакая тварь не может выгнать Бога ни из нашей квартиры, ни из храма. А ведь сколько раз собаки спасали людей! Взять хотя бы воспо-минания митрополита Нестора - "Моя Камчатка". Он описывает множество случаев, когда эти животные помогали, отогревая, и вытаскивая из воды, и выводя из тундры. Многие северные народы живут вместе с собаками в юртах, но при этом же они не пере-стают быть людьми. Они к собакам относятся как к членам семьи. Иначе там просто нельзя. Наверняка владыка Нестор и освящал эти жилища, и молился вместе с этими людьми. " Моисеев Димитрий, священник: "Мешает ли собака благодати? Каждый православный христианин знает о существовании в нашей Церкви Священного Предания. Занимает в ней должное место и церковное предание. Но, к сожалению, почти каждому из нас приходилось сталкиваться с так называемым "околоцерковным" преданием, которое к Православной Церкви не имеет решительно никакого отношения, но, тем не менее, живет возле нее. Увы, далеко не все верующие имеют достаточно знаний, чтобы отличить действительно церковное учение от псевдоцерковного, и, вместо того, чтобы решительно отвергнуть последнее, невольно становятся его распространителями. К числу подобных "околоцерковных" преданий относится и мнение о недопустимости нахождения собак в квартирах и иных поме-щениях, где есть иконы и другие святыни. Говорят, что якобы нельзя освящать те квартиры, где живут собаки, а если собака войдет в освященное помещение, то его необходимо заново освятить. Возникает вполне резонный вопрос: а в чем же виновата собака, и каким образом она может помешать благодати Божией? Обычно отвечают, что, поскольку в Священном Писании Ветхого Завета собака названа нечистым животным, то, следовательно, она своим присутствием оскверняет святыню. Если для людей, придерживающихся такого мнения, недостаточно Господних слов, сказанных апостолу Петру, а именно: "Что Бог очистил, не почитай нечистым" (Деян., 10, 9-15), постановления Апостольского Собора, отменившего необходимость соблюдения христианами Ветхозаветного закона (Деян., 15, 24-29) и иных свидетельств Нового Завета, то им нелишне будет узнать, что говорят Святые Отцы о причине разделения в Ветхом Завете животных на чистых и нечистых, а также в чем именно заключается эта нечистота. Великий византийский богослов IX века святитель Фотий, патриарх Константинопольский (память 6 февраля ст.ст.) пишет об этом следующее: "Многое по природе очень хорошо, но для пользующихся становится большим злом, не из-за собствен-ной природы, но из-за порочности пользующихся… Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим живот-ным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми - не потому, что нечистота была присуща им от создания, ни в коем слу-чае, или нечистое было в их природе, но поскольку египетское племя пользовалось ими не чисто, но весьма скверно и нечес-тиво. А если что-то из обожествляемого египтянами Моисей отнес к чину чистых, как быка и козла, то этим он не сделал ничего несогласного с настоящим рассуждением или с собственными целями. Назвав что-то из боготворимого ими мерзостью, а другое предав закланию, и кровопролитию, и убий-ству, он равным образом оградил израильтян от служения им и возникающего отсюда вреда - ведь ни мерзкое, ни забиваемое и подлежащее закланию не могло считаться богом у тех, кто так к нему относился. Итак, миротворение Божие произвело все создания весьма хорошими и природа всего - самая наилучшая. Неразумное же и безза-конное людское употребление, осквернив многое из созданного, заставило что-то считаться и называться нечистым, а что-то, хотя и избежало наименования нечистого, дало повод боговидцу предусмотреть другой способ пресечь их осквернение, чтобы тем и другим образом изъять из мыслей израильтян многобожие и добиться безупречности. Ведь и наименование Нечистого, и использо-вание, отдающее жертвенное [мясо] чреву, не позволяет мыслить и даже просто вообразить в них нечто божественное или почтен-ное. Если же кто-то скажет: "Тогда почему Ною, когда еще не был дан закон Моисеев, предписывается в Писании разделить чистых и нечистых и ввести их в ковчег (ср. Быт 7:2)?", пусть знает, что никакого противоречия нет. Ибо… если животные именуются не по тем признакам, по которым они распознавались тогда, но по тем, которые стали известны позже, то ничто не опровергает выше-приведенное рассуждение. Ведь и книгу Бытия пишет не Ной, который жил до закона, а Моисей, положивший закон о чистых и нечистых. Если же то, что впоследствии вошло в закон, было предвозвещено Ною, ничего удивительного, потому что и когда еще не наступило всеобщее крушение, он, получив знание о нем, не усомнился. Тогда как же он, услышав о различении чистых и нечистых, сообразил произвести их разделение? Только что сказанное отвечает и на это: тот, кто узнал о всемирном крушении прежде, чем оно наступило, и обрел благодать от Бога сохранить семя человеческого рода, никоим образом не замедлил и получить свыше распознавание чистого и нечистого, хотя употребление этих наименований еще не было в обычае" (Свт. Фотий. Амфилохии. Альфа и Омега, №3(14), 1997, стр. 81-82). Таким образом, взгляд Святого Отца на проблему нечистых животных вполне очевиден: дело не в естестве твари, по естеству, по природе все животные весьма хороши. Нечистыми некоторых животных Моисей назвал, стремясь оградить свой народ от поклоне-ния им. В наше время (да и уже во время земной жизни Христа) такой угрозы не существует. Поэтому "дискриминация" собак право-славными христианами не имеет под собой основания. Нужно сказать, что в канонических правилах Русской Церкви есть постанов-ление, запрещающее вводить собак в храм, поскольку пребывание собаки в нем не является уместным в силу присущих ей осо-бенностей (запах, беспокойное поведение, нарушающее благоговейный порядок и тишину храма, и т.д.). Однако это запрещение касается только храма и мотивируется отнюдь не тем, что собака оскверняет святыню и препятствует благодати Божией пребы-вать в храме. Соответственно и наличие собаки в доме никоим образом не может помешать благодати. Отгоняет от нас эту бла-годать не собака, а наша греховная жизнь, освободиться от которой гораздо сложнее, нежели от собаки. Поэтому никакого препят-ствия для освящения квартиры наличие в ней собаки не представляет [...]. И давайте почаще обращаться к святоотеческому наследию, к этой поистине неисчерпаемой сокровищнице духовной мудрости, ведь только там мы сможем найти правильный ответ на те или иные вопросы, которые ставит перед нами жизнь." Источник: http://www.veo-argo.ru

Ответов - 29, стр: 1 2 All

Света 32: Наташа, спасибо!

Nikole: Интересно было бы услышать на это комментарии философов... иногда поражаюсь, чего только люди не придумывают, чтобы потом переливать воду из пустого в порожнее.

Света 32: каких философов?


Nikole: Антропоцентризм (от греч. άνθροπος — человек и лат. centrum — центр) — философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Антропоцентризм предписывает ставить феномен человека во главу всей прочей жизни. Ценность человеческой жизни может уравновесить только ценность другой человеческой жизни. В то же время, история слова гораздо древнее. Известное выражение Протагора «Человек есть мера всех вещей» называют ключевой фразой антропоцентризма греческой философии. В Средние века был очень распространен антропоцентризм христианского толка, под которым подразумевали, что человек — вершина творения, венец его, и, соответственно, обязательства его — наибольшие. В этом смысле христианство — антропоцентрическая религия, так как строится вокруг человека. Вот отсюда все эти и разговоры...и вопросы типа "Мешает ли собака благодати? " и пр. Странные мысли людей, которым нечем заняться.

Shelley: В городе Десногорске, моем родном городе, в лесу есть маленькое кладбище. Там нет ни оградок, ни памятников, там нет сторожей. Но именно там ранней весной самыми первыми в округе распускаются подснежники, нарциссы, тюльпаны. Там похоронены наши друзья. Там похоронен мой Первый Пес - Бранд, там сейчас покоится и Лана. Хозяева ухаживают за могилками - на каждой (ну, почти на каждой) - цветы - искусственные или живые, почти на каждой - таблички с именами. На некоторых были кованые кресты, на других - высеченные на камнях имена и даты. Вскоре в газетах стали появляться статьи о том, что "на собачьем кладбище ставят кресты". Я постараюсь найти статью, очень давно она была, но, может, в архивах осталась. Тогда пришли посторонние люди и убрали все кресты с могилок. Было сказано, что "собака - не тварь Божия"... И в местной газете было написано, что Десногорцы "приравнивают собаку к Человеку".

калина: Shelley ,я считаю,что кресты на собачьих могилах -это неправильно и кощунственно.возможно это идёт от отсутствия элементарных представлений.

Shelley: калина, вполне возможно, но сам факт того, что это было озвучено в прессе! У нас в городе вообще не любят собак... Для многих собака - как признак благополучия семьи (я имею ввиду породистую собаку). То есть, если кто-то заводит породистого пса, он сразу становится объектом сплетен. А у моих родителей (было) два чау-чау... Наслушались тоже всякого...

калина: Shelley ,это лишний раз доказывает,что проблема не в собаках,а в людях и их страстях. У меня четыре крупных собаки, и я тоже неоднократно слышу от родственников,"Чего кормить "этих",лучше людям дать" я всегда отвечаю-"открой холодильник и возьми"(кто знает,чем я кормлю-поймёт) Народ намного легче воспринимает известия,что "такой-то проиграл в казино несколько тыс баксов"(как же ,это-то понятно!),чем известие,что кто-то купил собаку. Но это тема другая. А собак в провинции и правда не любят.......... Вот только зря ,в качестве аргументов, используют"священное писание"

Nikole: Вот только зря ,в качестве аргументов, используют"священное писание" абсолютно верно

Натали&Цирцея: Очень правильная статья и нужная тема, спасибо Наташа. Для меня тем более насущна, т.к. не понятно, откуда к Цирцее все липнет, хотела даже к святым обратиться, но сказали, что собаку в церковь нельзя вести, можно только святой водой побрызгать. А дом типа освещеть бесполезно, как только собака перешагнет порог, все пропадает. Из-за этого до сих пор не освятила дом. Теперь, когда прочитала статью, могу вызывать священника и аргументировано не принимать его отказ.

калина: Натали&Цирцея , Ныне покойный, Патриарх Алексий очень хорошо относился к собакам с детства и до самой кончины. В его резиденции жили несколько крупных собак в вольерах и маленькие(дворняжка и его любимчик пекинес) дома .Пекинес даже спал у него в кресле. Я читала интервью с его двоюродной сестрой. Нынешнего Патриарха Кирилла (его мнение по этой проблеме см.выше) показывали по телеку с кавказом. Однако, во время обряда освящения дома ,вероятно не стоит вводить собаку в дом,Не оттого,что она "нечистая",а что б не отвлекала священника суетой.

Кузнецова Елена: Натали&Цирцея Глупость по поводу нельзя осветить дом ,где живет собака.Я каждый год бываю в женском монастыре Шамордино и разговаривала не раз с ними по этому поводу ,все это предрассудки.Одна послушница сказала мне ,что там ,где живут животные (в моем случае я спрашивала ее про собак ,)должна стоять икона Священномученику Власию и молитва есть в Православном молитвослове о животных.Послушница сказала мне ,что икона Власию должна стоять в той комнате ,где живут собачки.

Кузнецова Елена: калинаТы права у покойного Алексия было несколько собачек ,в последнем интервью он ходил с мопсом и пекинесом по своей резиденции.

калина: Вот нашла на просторах интернета...... не могу судить насколько текст каноничен.......... Молитва Услышь нашу смиренную молитву, Господи! Мы молим за всех наших друзей-зверей, Особенно за тех, кто страдает, За всех, на кого охотятся, кто потерялся, Кого бросили, кто напуган или голоден; За всех, кто должен быть усыплен. Сжалься над ними, будь милостив! А тем, кто должен о них заботиться, Даруй сердца, полные сострадания, Дай им добрые руки, подскажи ласковые слова. Да будем мы истинными друзьями для зверей! Да разделим с ними милость твою и благодать! Аминь! икона Архангела Рафаила, покровителя и защитника животных в православной вере! а это защитник животных в католической вере Franz_von_Sales

Nikole: Нина Колоскова Праздник месяца День защиты животных Всемирный день животных проходит ежегодно 4 октября с 1926 года, когда европейцы отметили 700 лет со дня смерти одного из величайших христианских святых – Франциска Ассизского (1182–1226). Франциск Ассизский являлся основателем францисканского ордена монахов римско-католической церкви. Канонизирован в 1228 году. Франциск Ассизский одним из первых не только в христианстве, но и в западной культурной традиции стал подчеркивать духовное равноправие с природой, проповедовал любовь и сострадание ко всему живому, пытался заменить идею о безграничности владычества человека на идею равенства всех живых созданий. Святой видел всю природу как отражение своего создателя и именовал зверей, птиц, луну, звезды, воду своими братьями и сестрами. Легенды повествуют, что Франциск обладал невероятной способностью вступать в контакт с дикими зверями, которые не только не причиняли ему вреда, но слушались святого и защищали его. А он, в свою очередь, призывал не причинять вреда животным, выступал в их защиту. Франциск Ассизский верил, что природа сама по себе имеет значение и не зависит от ценности, придаваемой ей человеком. Таким образом он предвосхитил идею экологической этики о внутренней ценности дикой природы. В 1979 году Папа Иоанн Павел II официально назвал святого Франциска Ассизского патроном экологов. Решение о праздновании Международного дня животных было принято в 1931 году на Международном конгрессе сторонников движения в защиту природы, проходившем во Флоренции. Общества защиты животных многих стран заявили о своей готовности ежегодно отмечать эту дату и организовывать разнообразные массовые мероприятия. В России День защиты животных отмечается с 2000 года по инициативе Международного фонда защиты животных. На Руси покровителями и целителями домашних животных почитают святых мучеников Флора и Лавра, чьи имена содержат в себе то, что принято называть природой: Флор – от латинского floros – цветущий, Лавр – название дерева, ветвями которого принято украшать победителей. Почитание этих святых возникло еще в древние времена. День памяти святых празднуется 18 (31) августа. По устному преданию, сохранившемуся в Новгородской земле, с открытием мощей святых мучеников Флора и Лавра прекратился падеж скота. Тогда и началось почитание святых как покровителей лошадей. Это почитание, возможно, пришло на Русь с Балкан – родины святых братьев. Именно там возникло предание о том, что мученики Флор и Лавр были обучены архангелом Михаилом искусству управлять лошадьми. Согласно иконописному канону святые Флор и Лавр должны быть написаны с конями, которым они покровительствуют. И до сего дня во многих храмах и музеях России сохранились прекрасные иконы святых Флора и Лавра с изображением лошадей. Наибольшее распространение получил сюжет «Чудо о Флоре и Лавре». Предание, послужившее основой для иконописного сюжета, повествует о том, как святые братья явились на помощь пастуху, потерявшему коней, и помогли найти пропажу. Ранние из сохранившихся икон с этим сюжетом относятся к ХIV веку. В Москве, на Зацепе, есть храм Флора и Лавра (нынешнее здание построено в 1778 году, но известен храм с 1625 года). В подмосковном селе Старый Ям находится церковь святых мучеников Флора и Лавра. Одни из ворот Московского Кремля, построенного святым князем Дмитрием Донским, назывались Фроловскими, по названию надвратной церкви в честь святых мучеников. В старой Москве было еще три храма Флора и Лавра. Эти храмы были построены в местах, рядом с которыми находились лошади, а также скот для продажи или хозяйственных нужд, – на Покровской улице и у Мясницких ворот. Существовал на Руси удивительный народный обычай: на «лошадиный праздник», как называли день памяти Флора и Лавра, пригоняли к церквям лошадей со всех окрестных сел и деревень. В расчесанные гривы и хвосты коней вплетали ленточки и куски кумача и ситца самых ярких цветов, наряжали их в расшитые попоны и сбрую, украшенную лентами и бубенцами. Животных водили для купания к водоемам, подводили к храмам, где совершались торжественные молебны святым мученикам Флору и Лавру. После молебна тут же перед церковью лошадей окропляли святой водой. Это происходило повсюду на Русской земле. Прежде святые Флор и Лавр были известны всем, их изображения можно было найти в каждом крестьянском доме. Покровителями, целителями и ходатаями о домашнем скоте также являются святители Спиридон и Власий. Спиридон (епископ города Тримифунта) с детства был пастухом овец, ему также была дарована власть над стихиями. Власий (епископ города Севатия) до принятия сана был врачом, а в детстве – пастухом. К нему приходили дикие звери и кротко ждали, пока святой окончит молитву и благословит их; больных животных святитель исцелял, возлагая на них руки. Молятся о домашней живности и святителю Модесту, архиепископу Иерусалимскому, по преданию однажды оживившему отравленный домашний скот. Использованые материлы: Чудо о флоре и Лавре; Акафист святым мученикам Флору и Лавру/Авторы-составители М.Воловикова и А.Трофимов. –М.: Храм святых мучеников Флора и Лавра в селе Ям, 1995. – 48 с.: ил. Будьте сострадательны к животным!: Назидательные примеры кроткого обхождения с животными, избранные из жизнеописаний св. угодников Божиих/ Сост. Л.Денисов. – М.: Типография Т-ва И.Д.Сытина, 1915. – 47 с.: рис. (Репринтное издание СПб: «Сатисъ», 1995). Зов: газета для всех, кто любит животных. Вестник Российского общества покровительства животным. – 1995. – № 22–23 (458–459). – С.1–2. Зов: газета для всех, кто любит животных. Вестник Российского общества покровительства животным. – 1994. – № 17 (433). – С.1. Большая благодарность за помощь в подготовке материала служительнице Университетского домового храма Святой Мученицы Татианы Анне Сергеевне Копьевой.

jenka: Shelley пишет: У нас в городе вообще не любят собак... Shelley, как Вы правы... Причем местами просто на какую-то лютую ненависть натыкаешься беспричинную.

jenka: Тоже цитата... Вспомнила, что где-то читала, нашла текст на этом сайте: http://www.sobranie.org/archives/7/3.shtml ШКОЛА ЛЮБВИ Диакон Андрей Кураев о мире животных и мире людей Сегодня человек, как никогда, старается понять животных. Увлечение популярными книжками по зоологии давно уже стало обычным состоянием многих отроков, а безопасное наблюдение за акулой или коброй, под завораживающий голос Дроздова — не самое худшее времяпрепровождение вообще всех возрастов. Мы ищем общие с нами качества у обезьян и дельфинов, а взаимоотношения наших близких кажутся нам похожими на жизнь богомолов. Охота и коррида вызывают презрение всего передового человечества, именование нехорошего человека „собакой“ или „свиньей“, особенно чутким сердцам представляется оскорблением невинного животного. Наверное, это плохо, когда перестают ценить человека. Наверное, если бы наших овец расхищала живущая в соседнем лесу волчья стая, а разъяренная слониха затоптала загулявшего соседа, наше отношение к меньшим братьям было несколько иным. Однако есть в популярной зоологии нечто, что не причастно городской изнеженности и модному комплексу вины перед теми, кого „безжалостно“ уничтожали наши предки-варвары. Тысячи видов и миллиарды особей виденных и никогда не виденных нами, живут жизнью, которая кажется нам вечной и неизменной, вызывает восторг и страх. Перелетные птицы отсчитывают наши года, а чириканье воробьев возвещает о новом утре. В нашей жизни есть удачные решения и беспроцентные скидки, но рядом с этим, всегда возрождающимся торжеством, мы, как несчастный князь Мышкин, чувствуем себя чужаками. В эти минуты мы — не „цари природы“ и не ее „часть“, а несчастные создания — одни во всем свете сбившиеся со своего пути. Созерцание природы, где „все добро зело“ приобщает нас к Создавшему ее. Вид страдающей бессловесной твари заставляет задуматься о разрушительной силе человеческой злобы и жить по-другому. Во всем мире нет ничего случайного. Предлагаем читателям «Собрания» вместе с известным православным апологетом диаконом Андреем Кураевым подумать о том, кем приходятся нам „наши меньшие братья“ и верно ли, с христианской точки зрения, мы относимся к ним. — Отец Андрей, есть ли в церковном учении ответы на вопросы: для чего Господь создал животных, какое место занимают они в Его Промысле? — Конечно же, специального учения Церкви о животных нет, но Господь делает все для пользы человека, для радости человека, для его нужд. Согласно Шестодневу животные созданы, чтобы служить людям. Первые главы книги Бытия основаны на радикально антропоцентрической позиции: человеку дается Божие повеление наполнять землю и владеть ею. В то же время в Псалмах (Псалтирь 103:26) или в Книге Иова (Иов 40:10-27; 41) появляется другая нотка. Там мы видим Бегемота, который оказывается совершенно не антропоцентрическим существом, а напротив несет угрозу для человека, но Господь ему тоже радуется. Здесь оказывается, что, по слову Книги Иова, „длиннее земли мера Его“ (Иов 11:9). Оказывается, что у Господа есть свое эстетическое чувство, свои масштабы, а Его мысли уже не мысли человека. Так что, я думаю, по окончании мировой истории, если мы сможем стяжать ум Христов, мы узнаем нечто новое о животном мире, чем то, что мы о нем думаем сейчас. — А что становится с душами животных после смерти? Есть ли у них перспектива в Вечности? — Дело в том, что Церковь вполне унаследовала учение Аристотеля о разных типах душ. Есть души растительные, у животных — животная душа, у человека есть и растительная и животная душа, и, кроме того, есть душа человеческая и Дух Божий. Поскольку Господь не предназначал животных для бессмертия, душа животного, то есть, тот принцип, который оживотворяет его тело, исчезает вместе с телом. В нашей реальной жизни животные нужны нам как помощники, но если в Царстве Божием наш Помощник — Господь, то там будут не нужны ни лошади не мерседесы; животные нужны нам как школа любви и заботы, но если ты попал в Царство Божие, там уже не нужно возвращаться на эти первые ступеньки. — Кроме того, что животные помогают людям, они же служат нам пищей. Каково отношение Церкви к употреблению мяса? Можно ли сравнивать благочестивое воздержание от мяса с вегетарианством? — Что касается отношения Церкви к мясу, то оно вполне христианское. Христос вкушал мясо, хотя бы потому, что Он соблюдал иудейские установления, а по иудейским установлениям, во дни пасхальных трапез обязательно нужно было жертвенного агнца снедать, причем целиком. Мы видим, что Христос и апостолы ловят рыбу и вкушают ее. После потопа Господь говорит Ною и его сыновьям, что теперь всякая плоть на земле вам в пищу, вкушайте ее. Так что у Церкви никогда не было проблем в отношении к мясу. Православные посты и монашеские уставы, которые призывают воздерживаться от мясной пищи, не имеют ни малейшего отношения ни к какой философии. Здесь чисто физиологическое обоснование. Просто плотная энергетически насыщенная белковая пища создает определенные затруднения в борьбе с движениями своей собственной плоти. — Широко известно ветхозаветное разделение животных на чистых и нечистых. Чем оно мотивировано и сохраняется ли оно доныне? — Если бы такой вопрос мне задал семинарист, то я сразу поставил бы ему два балла. Во-первых, дело в том, что само деление на чистых и нечистых, совершенно четко снимается в Деяниях Апостольских, в видении сотнику Корнилию и апостолу Петру, во-вторых, деление животных на чистых и нечистых в Ветхом Завете имело исключительно кулинарный характер. Когда я сегодня слышу от некоторых прихожан, что собака — нечистое животное, а кошка — чистое, я хочу спросить: „А как вы кошек готовите?“. Вопрос о том, к кому из животных можно прикасаться, а к кому нельзя, в Ветхом Завете нигде не ставится. — Действительно, „особым вниманием“ многих прихожан пользуются собаки и именно с собаками связаны представления о „нечистом животном“. Говорят, что их грех держать в квартире, что от них чинится осквернение святыням. Насколько такое мнение оправдано? — Это языческий предрассудок, очевидно североевропейский, и достаточно устойчивый. В свое время Церковь просто не стала с ним полемизировать и не проповедовала ни за, ни против него, но получилось так, что, хотя сегодня этот предрассудок в народе фактически исчез, усилия церковных людей поддерживают его. В Библии же об отношении святыни и собаки сказано совершенно ясно, в книге Товит в Ветхом Завете. Сюжет этой книги состоит в том, что Господь посылает юношу Товию в путь, и отец дает мальчику в сопровождение пса (Товит 5:17), а Господь дает ему для охраны ангела Рафаила. Надо заметить, что ангел собаки не боится. Так втроем они и путешествовали. Из позднейшей церковной истории я могу вспомнить замечательную историю о том, как в 1439 году завершал свою работу Ферраро-Флорентийский Собор, где провозглашалась уния православных с католиками. Был последний день работы Собора, сторонники Православия были уже придавлены, подкуплены или возвратились в Византию, и вот настал момент торжественного провозглашения унии. Половину зала занимала католическая делегация, половину греческая. Главой византийской стороны был сам император. Поскольку он был императором Восточной Римской Империи, то на Соборе он находился как бы у себя дома и поэтому сидел на троне. Как императору, ему были позволены некоторые вольности, и рядом с ним сидел его любимый пес из Константинополя. Когда вышел архидиакон и начал читать текст унии, текст предательский по отношению к Православию, то пес в эту минуту залаял, и его не могли остановить ни побои, ни ласки, ни угрозы. Так он лаял, пока читался текст унии. Это был единственный голос, поданный в тот день в защиту Православия. — Нынешний городской человек не нуждается в услугах лошади и не может содержать во дворе теленка. Обыкновенно в городских квартирах живут кошки, собаки, волнистые попугайчики да черепахи. Что полезного, на Ваш взгляд, может извлечь христианин из общения с этими „меньшими братьями“? — Для современного горожанина общение с животным — это, прежде всего, школа любви и заботы. Естественно, что если в доме детей „куча мала“, то они сами проходят опыт сосуществования и заботы друг о друге, хотя временами и колотят друг друга. К сожалению, в современных семьях детей очень мало, и очень часто животные выступают как суррогаты детей. Наверное, это плохо. Плохо, когда взрослые заводят животное вместо ребенка, но если сам ребенок просит: „мама, роди мне братика или щеночка“, и мама дарит ему щеночка, то для него это хорошо. В таком случае надо ему объяснить: „Смотри, рядом с тобой есть живое существо, за которое ты отвечаешь. Нравится тебе или не нравится, ты идешь с ним гулять, ухаживаешь за ним, думаешь о нем, болеешь вместе с ним“. Тогда это будет первая школа привязанности и первая школа любящей заботы. Сначала это животное, потом это будут друзья, потихонечку человек пройдет такую школу любви и, может быть, научится любить Бога. Беседовал Марк Шишкин

олег: ЛЮБОВЬ ОТ БОГА а ненависть от сатаны ненавидящий собак не может любить и людей !

олег: ПОЛНОСТЬЮ С ВАМИ СОГЛАСЕН ДОМ И МОЖНО И НУЖНО ОСВЯТИТЬ И СОБАКИ ВЭТОМ НЕ ПОМЕХА !

Натали&Цирцея: Лена, у меня несколько молитвословов, но нигде не видела этой молитвы. Может у меня урезанный вариант... Не могла бы ты ее сдесь выложить? Думаю многим будет интересно. А в том монастыре, где ты была не разводят бернцев, лабров? Мы в Калуге видели собак, которых выставляли монахини!!! Это было нечто! Во-первых собаки превосходные, а во-вторых сами манахини так выставляют, как проф.хэндлеры. Любовались показом...



полная версия страницы